Продолжение 1-й части (ссылка).
Немного теории и методологии
Идеология - образовано от греческих слов: ῞ιδέα — идея, представление; λόγος — слово, учение.
Одним из первых этот термин употребил французский философ Д. де Траси в XVIII в. в своей работе «Элементы идеологии», обозначая им науку о создании, выражении и распространении идей.
В современных интерпретациях идеология выступает как некая опора социальной действительности и задает смысл социальным действиям. Французский социолог и философ П. Бурдье ввел в широкий обиход понятие габитус, которое трактуется как «система приобретённых схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия». Никто не мешает нам отнести и идеологию к одной из таких приобретенных предрасположенностей, которая в дальнейшем используется как одна из исходных установок при оценке действительности и порождает конкретные социальные поступки человека. Не зря же другой социолог М. Манн, в своем 4-х томнике «Источники социальной власти», включил идеологию в свою четырехмерную матрицу власти как один из источников.
При наличии большого количество разных идеологий до сих пор не существует научно-признанной единой их типизации. Довольно условно их делят на политические, этические, экономические, национально-этнические, эпистемологические, религиозные и другие. Полноценная идеология довольно часто относится более, чем к одному из данных типов, что только подчеркивает условность такого деления.
Новая идеология Украины должна охватывать, как минимум, социально-политические и экономические аспекты жизнедеятельности человека, общества и государства. При ее разработке нужно учитывать, что она должна выполнять две основные функции: выражать и защищать групповые интересы различных социальных групп; и придавать цель и содержание действиям индивидов, которые входят в эти группы. Она должна объединять людей на основе общих ценностей, организовывать и регулировать их поведение, обосновывать их мотивы, задавать ориентиры развития. Важно отметить, что нам нужно построить идеологию общественную, раз конституция Украины запрещает государственную. Ее коренное отличие в том, что она формируется «снизу-вверх». Она является первичной и определяющей по отношению к государственной.
Методологически построение любых сложных систем, (кто сказал, что идеология не система?), начинается с определения:
- целей - чего мы хотим достичь в результате;
- принципов – как система должна работать;
- уровней – на каких уровнях она будет функционировать;
- методов – подходящие способы достижения целей.
Кроме того, новая идеология предполагает внедрение в массовое сознание (да, от этого никуда не деться), а значит она должна быть привлекательной, убедительной, доступной, иметь в своей основе крепкую философскую базу, опираться на современный научные познания и широкий исторический опыт. Также немаловажно, чтобы уровень ее проработанности был достаточно высок, давая основание для критики по существу, по серьезным стратегическим и тактическим вопросам, а не к придиркам по каким-то мелким деталям и прегрешениям.
Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых факторов
Формирование целей новой идеологии вопрос очень непростой и мы рассмотрим его в следующей части. Для начала давайте определимся какие принципы должны быть положены в ее основу. Исходя из высказывания К. Гельвеция, вынесенного в заголовок, это может помочь в понимании какой она должна быть. Опять же используя наработки из теории построения комплексных систем можно предложить следующие:
- Принцип адаптивности, который определяет умение приспосабливаться к меняющимся условиям, восприятию нового. Наша идеология не должна допускать превращения ее идеологических постулатов в догмы, «окостенения» тех или иных общественно-политических или экономических отношений.
- Принцип развития, который требует, чтобы любой структурный компонент новой идеологии – политические концепции, экономическая взгляды, этические нормы и т.д., разрабатывался и функционировал как развивающаяся открытая система, в которой предусмотрена возможность их совершенствования и связей между ними.
- Принцип открытости, который проявляется двояко. С одной стороны, он лучше всего выражен в этой цитате Далай-ламы: “Отсутствие открытости приводит к недоверию и появлению потаенного чувства незащищенности". Под ним нужно понимать прозрачность любого вышеуказанного компонента, а также открытость в дискуссиях и обсуждениях самого различного направления без всякого рода «толерантных» и «идеологических» табу. С другой стороны, он тесно связан с адаптивностью и подразумевает открытость в изучении новых тенденций, учений, теорий и принятии всего полезного, что может быть применимо для развития провозглашенных целей.
- Принцип системного единство, который устанавливает целостность идеологии как системы, чтобы все ее компоненты, указанные выше, соответствовали целям и функциям всей системы.
- Принцип функциональности, который рассматривает любые структуры и функции совместно, с приоритетом функции над структурой. Принцип утверждает, что любая структура тесно связана с функцией системы и ее частей. В случае придания системе новых функций полезно пересматривать ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему.
Этапы большого пути
Давайте поразмышляем теперь над основными уровнями функционирования новой идеологии. Их видится три:
- теоретический, на котором формируются основные концепции, обосновываются идеалы и ценности нашего общества и государства Украина;
- программно-политический, на котором выше сформированные принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, это этап перехода теории «в массы». Без надлежащей организации и обеспечения этого «процесса перехода» теория может так и остаться мертворожденной;
- практический, который характеризует уровень освоения обществом идей, целей, принципов нашей идеологии. На этом уровне определяется степень ее влияния на практическую деятельность людей.
Также нам нужно включить в обсуждение как социально-политические аспекты новой идеологии, которые определяют морально-этический набор идеалов, принципов, доктрин; объясняют как общество должно быть устроено, предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка; так и экономические, устанавливающие упорядоченный взгляд на хозяйственные ценности, факты, субъекты и процессы. Экономика, политика, этика, культура настолько тесно переплелись в современном мире, что никакая система взглядов, рассматривающая только одну из сторон нашей повседневной жизни, не может считаться полновесной и отвечающей общественным запросам.
Еще один аспект - это методы «воплощения» новых идей в жизнь.. Здесь ничего нового выдумывать не надо, по большому счету они хорошо известны:
- массовая пропаганда, как результат - создание общественного тренда;
- создание политических институтов: общественно-политического движения, идеологической партии, т.е. структуры, которая возьмет на вооружение новую идеологию (опят событий в Белорусии только подтверждает необходимость в таких структурах);
- взятие власти на местах и в стране демократическим или революционным путем;
- поэтапное преобразование общества и государства на разных уровнях в соответствии с идеологией и меняющимися условиями.
О важности пропаганды и организационных структур мы обязательно поговорим в одной из будущих статей, в следующей же части, наконец, обсудим, какие цели можно/нужно/нельзя предложить в новой идеологии.